Православные святые угодники божии, имена которых православная церковь вспоминает 5 февраля 2024 года (23 января по старому стилю):
- Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312).
- Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565).
- Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786).
- Прп. Мавсимы Сирина (IV).
- Прп. Саламана молчальника (ок. 400).
- Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).
- Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).
- Собор Костромских святых.
- Св. Евсевия, затворника горы Коринфской близ Антиохии (Греч.).
- Прп. Дионисия Олимпийского (Греч.).
Священномученик Климент
Климент был епископом в галатийском городе Анкире в IV в. Овдовев, мать св. Климента устремила всю свою заботу на воспитание сына в благочестии. Но и она жила недолго. Умирая, она предвидела гонение на христиан от Диоклетиана и завещала Клименту не щадить себя для Христа. Скоро в Галатии открылся страшный голод, так что язычники бросали детей своих по дорогам. Св. Климент брал этих несчастных детей к себе в дом, кормил их и учил христианской вере, а сам начал вести строгую благочестивую жизнь, за что избрали его в чтецы, затем рукоположили в диаконы и пресвитеры. Св. Климент обратил многих ко Христу.
Когда Диоклетиан открыл гонение на христиан, то правитель Галатии потребовал к себе святого Климента и сначала ласково убеждал его отречься от Христа, указывая на почести за отречение. «Ты ошибаешься, соблазняя нас, христиан, почестями, — отвечал св. Климент. — Честь вашу мы считаем бесчестьем, а бесчестье и муки за Христа — радостью и утешением». Тогда правитель приказал повесить его и резать тело ножами, а затем бить по лицу.
Священномученик благодарил мучителя за то, что он удостоил его таких же мучений, какие терпел сам Христос. Изрезанного и избитого, его бросили в темницу. Правитель решил отправить св. мученика к самому царю, думая, что он устрашится царя. Диоклетиан тоже хотел прельстить Климента земными сокровищами, но напрасно. Тогда приказал привязать его к колесу и вертеть колесо. Когда тело святого поднималось на колесе кверху, то били его палками, а когда опускалось вниз, то задевало за вбитый в землю кол.
Святой молился Богу и оставался целым и здоровым, так что многие, воскликнув: «Велик Бог христианский!» -приняли христианскую веру. Диоклетиан приказал заключить Климента в темницу. Сюда приходили многие из язычников и просили святого епископа крестить их. Тогда царь приказал казнить всех приходивших к Клименту, а его самого отправить в Никомидию к Максимиану, чтобы тот подивился ему, как редкости, потому что, как ни терзали его, он все оставался невредимым. Максимиан отправил Климента к истязателю, правителю Агриппину. Агриппин подверг страшным мукам его и вместе с ним ученика его, юношу Агафангела; но оба они остались твердыми среди мучений.
Между тем и здесь многие, видя, что Господь сохраняет святых, уверовали во Христа. Тогда император Максимиан не знал, что делать со святым Климентом, и велел отправить его вместе с Агафангелом на родину его, в Анкир, к князю Курикию. Мучил их обоих и Курикий, но бесполезно. Наконец, он приказал их обезглавить. Св. Клименту отсекли голову в то время, когда он совершал бескровную жертву в церкви перед престолом. Мощи св. Климента находятся в Константинополе.
Тропарь священномученика Климента, епископа Анкирского, глас 4
Лоза преподобства и стебль страдальчества,/ цвет священнейший и плод Богоданный,/ верным, всесвященне, присноцветущ, даровался еси,/ но яко мучеников сострадалец/ и священноначальников сопрестольник,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Климента, епископа Анкирского, глас 4
Лозы был еси честная розга Христова,/ многострадальне Клименте всехвальне, явлься,/ со страждущими же взывал еси:/ Ты мучеников, Христе, светлое радование.
Ин кондак священномученика Климента, епископа Анкирского, глас 4
Сад благоцветущ израсте во отечествии своем,/ красен плод прозябе по вселенней во время страданий твоих,/ темже память твою чтим, преподобне Клименте./ Сего ради источаеши миро, веселящее души наша.
Преподобный Геннадий Костромской
Преподобный Геннадий Костромской происходил из Литвы. С юных лет он полюбил храм Божий, за что родители называли его церковником. Тайно оставил родительский дом, поселился было в Новгороде, в Свирской обители святого Александра, но святой Александр направил его к святому Корнилию Комельскому, в вологодские леса.
Со временем святой Геннадий ушел в костромской лес, на Сурское озеро, и здесь основал обитель. Он любил писать иконы, которыми украсил свою обитель. Господь удостоил его дара чудотворения и прозрения будущего. Он предсказал Анастасии Романовне, что она будет царицей. Св. Геннадий скончался в 1565 г. В 1646 г. были открыты нетленные его мощи, кои покоятся в его обители под спудом.
Тропарь преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, глас 4
Яко пустыннолюбивая горлица, / от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, / чистотою и говением, молитвами и труждением / прославил еси Бога в душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, / иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех, / притекающих к тебе с верою.
Кондак преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, глас 3
Молитвою и постом, труждением и терпением/ умертвивый всякое плоти мудрование,/ чистоты сосуд благолепен,/ Божественных даров и чудес причастник,/ иноком же доблий наставник был еси,/ сподвизаяся блаженному Корнилию, отче Богомудре./ Сего ради вопием:/ молися ко Господу,/ да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашим.
Собор Костромских святых
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января / 5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших.
По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской.
В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле.
По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы.
Тропарь Собора Костромских святых, глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския,/ яко звезды светозарныя, возсиявше,/ чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/ верою и любовию вас почитающия,/ и о спасении душ наших.
Кондак Собора Костромских святых, глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/ отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/ священный ваш собор почитающих/ и с любовию вопиющих:/ радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.